Ваш город:
Круглосуточно, без выходных:
Энциклопедия видов животных
Постоянно пополняемая, энциклопедия животных поможет вам узнать много нового о мире вокруг вас и взглянуть на него другими глазами.
Энциклопедия болезней
Здесь вы можете найти различные заболевания животных классифицированные по разным категориям
Энциклопедия симптомов
Этот раздел поможет вам определить какие симптомы соответствуют определенной болезни
Энциклопедия заблуждений
Опровержение широкораспространенных заблуждений, касающихся животного мира
Словарь ветеринарных терминов
Найдите значение любого интересующего вас ветеринарного термина

Игровое поведение собак

Собака – животное социальное и игровое поведение является необходимой частью внутригруппового общения. Оно позволяет животному поддерживать физическую форму, выработать хорошую координацию, освоить возможности тела и отработать полученные ранее навыки. Особенно это важно для щенков. Игра вызывает положительные эмоции, а некоторые ее виды наблюдаются даже у взрослых особей.

По мере взросления физические игры перерастают в социальные. В них проявляются симпатии или агрессия, доминирование или подчинение.

Игровые роли могут меняться. Основа всех социальных игр – конкуренция и кооперация, где щенки учатся отстаивать свои индивидуальные интересы или объединяться для решения общей задачи. У взрослых собак это элементы брачного поведения.

Нередко игра у собак внутри стабильной группы позволяет снять агрессию между животными и подтвердить социальный статус каждой особи. Игровое поведение у взрослых собак начинает проявляться в полной мере в период воспитания своих щенков.

Поведенческие комплексы молодой собаки осваиваются и закрепляются во время игры. Щенок в это время вырабатывает половое, охотничье и территориальное поведение. Поскольку формат игры предполагает положительные эмоции, то различного рода неудачи легко переносятся животным.

Существуют также патологические виды игры, на которые владельцы должны обращать внимание. Речь идет об имитации деятельности, когда взрослая особь играет с различными предметами так же, как щенок. Это результат того, что животному просто скучно и не хватает активной деятельности. К поведенческим нарушениям также относят погоню за собственным хвостом.

Игровой поклон – яркий пример проявления игрового поведения у животных. Поклон представляет собой позу, при которой собака припадает к земле, вытягивая вперед передние лапы и приподнимая уши и хвост. Эта поза имеет несколько значений: приглашение к игре, примирение, паузу при столкновении с непонятной ситуацией и пр.

Описание игрового поклона встречается у Чарльза Дарвина. Но до семидесятых годов прошлого века проводилось очень мало исследований этого феномена.

В 1972 году Марк Бекофф первым выдвинул предположение, что подобного рода поза представляет собой приглашение к игре, и составил список элементов игрового поведения собак, так называемую этограмму. В 1974 он опубликовал исследование, описывавшее становление игрового поведения у волков, молодых койотов и щенков собак породы бигль. Пары животных общались ежедневно по 15 минут. Благодаря наблюдению выделили 35 элементов. Некоторые служили сигналом для начала игры, и особое место занимал игровой поклон. Именно он был приглашением к игре и в большинстве случаев использовался животными. В ходе исследований также было выявлено, что поклон почти не используется вне игровой ситуации (Bekoff, 1974).

Свои исследования Марк Бекофф продолжил в 1977 году, где изучал разные формы игрового поклона, его биомеханику и продолжительность. Состав животных была схожим, но теперь включал больше домашних собак и щенков. Наблюдения фиксировались на кинокамеру, благодаря чему была предоставлена возможность произвести хронометраж. Было установлено различное время продолжительности самих поклонов, но прослеживались общие тенденции.

Длительность поклона сначала составляла около 1/3 секунды. Но в течение самой игры продолжительность его была на несколько сотых секунды короче. Благодаря фиксации на фотопленку предоставлялась возможность сравнивать расстояние от земли до холки животного в момент самого поклона и в состоянии стоя. При этом форма и продолжительность поклонов были согласованы между животными в паре. Это характерно даже для очень молодых особей.

Форма начального поклона у щенков, воспитанных в изоляции, была идентична той, которая была у молодняка, общавшегося с другими собаками. Это данные подтверждают, что игровые поклоны – врожденная форма поведения и она характерна для различных видов псовых, выработанная в ходе эволюции (Bekoff, 2014).

Так как собака относится к хищным животным, то взаимодействие между особями может носить элемент риска и расцениваться как агрессия. Поэтому возникает необходимость в четком сигнале: «То, что я делаю – игра». Способность демонстрировать подобного рода сигналы является жизненно важной, и, следовательно, закрепляется на уровне инстинкта.

Марк Бекофф полагал, что «несмотря на то, что поклон – это врожденный навык, собаке необходимо научиться его использовать» (2014). Было выяснено, что животные чаще воспроизводили те сигналы, которые имели отклик у другой собаки в виде игры.

В 1995 году Бекофф и его коллеги повторно изучили ранее отснятые материалы, чтобы выяснить, выполняются ли игровые поклоны в сочетании с укусами. Укус может быть воспринят другим животным как проявление агрессии. Исследования установили, что поклон часто используется после укуса, как подтверждение игровой ситуации и знак примирения, который не дает развиться конфликту (Bekoff, 1995).

Изучение данного феномена может быть использовано для понимания других поведенческих моделей собак.

Марк Бекофф утверждает, что феномен игры уникален, где неравенство между участниками воспринимается легче, чем в других социальных ситуациях (2014).

Действительно, мы можем многому научиться у собак и благодаря игре воспитать отличного компаньона. Игра поможет держать питомца под контролем, а также предоставит выход его энергии в удовольствие и конструктивную деятельность, которая не будет выливаться в уничтожение имущества. Это также поможет с обучением послушанию, укрепит отношения с хозяином и утвердит его в роли вожака.

Установите правила игры с собакой и применяйте их последовательно. Не забывайте устраивать частые перерывы во время игры, чтобы животное могло переориентировать свое внимание на вас. Это не позволит питомцу получить перевозбуждение и потерять контроль над собой. Периоды игры должны быть короткие, интересные. Прекращайте игру, прежде чем собаке станет скучно.


Игра 1 – Флирт.

Используется игрушка, которая крепится с помощью веревки на ручку. Ее можно сделать самостоятельно или купить. Это может быть имитация лисьего хвоста. Собака будет гоняться за ним, поддаваясь охотничьему инстинкту. Можно использовать эластичный шнур, который будет заставлять игрушку подпрыгивать еще больше, но тогда игрушка на конце такого шнура должна быть мягкой, чтобы не травмировать вас и животное. Эта методика часто используется для тренировки охотничьих собак. Очень важно соблюдать строгие правила во время игры.

• Не позволяйте собаке прыгать на вас.

• Не позволяйте собаке вырывать игрушку из ваших рук.

• Собаке может быть дозволено захватить игрушку только после того, как была дана команда к началу игры.

• Собаке нужно быть готовой отказаться от игрушки по команде «Фу». Частые перерывы во время игры позволяют предотвратить перевозбуждение. Добивайтесь того, чтобы собака четко следовала правилам и не шалила. Если она начинает проявлять агрессию, прекращайте игру.

Игра 2 – шланг и вода.

Можно использовать для флирта водяной шланг. Лучше устанавливать насадки, которые выстреливают струей воды, или просто дать собаке погоняться за струей. В отличие от лазерной указки, это не вызовет поведенческого нарушения у животного, поскольку собака видит, что вода идет из шланга, и может поймать его, а лазерная точка никогда не может быть поймана. Такую игру можно использовать, чтобы искупать животное в жаркий день на даче. Даже те собаки, которые не любят купание, не возражают если намокают во время игры. Убедитесь, что напор струи небольшой, и не направляйте воду на голову животному. Периодически останавливайтесь, чтобы собака успокоилась, и не позволяйте ей прыгать на вас.

Игра 3 - Перетягивание каната

Эта игра может поощрять собаку кусаться, поэтому надо следовать установленным правилам и четко контролировать начало и конец игры командами «Взять» и «Дай». Если канат во время игры был упущен, то не позволяйте животному гоняться за ним и прыгать на вас. Сделайте небольшой перерыв и начните игру заново. Если животное отказывается отдавать игрушку, немедленно прекратите игру, не тяните канат на себя. Станьте рядом с собакой, ей станет скучно и она сама отдаст вам канат.
Игра не подходит агрессивным и возбудимым животным. Если собака начинает грызть и перетягивать поводок во время прогулок, становится грубой с членами семьи, то от этой игры стоит отказаться.

Sephy и Shania знают, что грубая игра является приемлемой с другой собакой, но никогда не приемлема с человеком.

Игра 4 - Мяч

Существует множество забавных игр с мячом. Какие из них понравятся вашему питомцу, будет отчасти зависеть от его породы и темперамента. Попробуйте разные варианты и выясните его предпочтения.

Поймать мяч

Бросьте небольшой мяч собаке, чтобы она смогла поймать его пастью. Убедитесь в том, что он достаточно мал, чтобы животное могло легко его взять, и не настолько мал, чтобы быть случайно проглоченным. Если питомец хорошо освоил эту игру, то можно попробовать заменить мяч диском.
Футбол

В футбол лучше всего играл с большим мячом, который не так легко прокусить. Выберите размер мяча таким образом, чтобы животному было тяжело схватить его зубами и прокусить.

Игра 5 - Аппорт

Обучение этой игре полезно для воспитания и контроля питомца. Осваивать ее надо поэтапно. Убедитесь, что животное понимает команды (например, «Да, хорошо») которые дают сигнал, что собака делает все правильно, и команды (например, «Фу, нельзя»), обозначающие, что ее действия не верны.

Дайте собаке игрушку и после того, как она взяла ее в пасть, отойдите на несколько шагов и подзовите ее к себе. Похвалите, если она подошла, предложите на обмен лакомство и еще раз похвалите. После того как данное действие было освоено, бросьте игрушку на небольшое расстояние. Если данная игрушка игнорируется, то используйте более интересную, например, с пищалкой. Если команда была выполнена верно, похвалите собаку, дайте ей лакомство и приласкайте. Не ругайте ее, даже если она начнет вас дразнить и не отдавать. Предложите еще лакомство. Проявите терпение.

Если животное возвращается без игрушки, идите искать ее вместе. Затем используя команду «Взять», предложите собаке схватить предмет и отойдите на несколько шагов. Если питомец схватил игрушку, то зовите его и много хвалите. Если животное убегает с предметом от вас, не гонитесь за ним, так как это будет расценено как элемент игры. Позовите собаку к себе и продемонстрируйте лакомство. Для животного это будет более приоритетно, чем игрушка.

Помните, что игра должна доставлять собаке удовольствие. Это сделает ее счастливой и улучшит ваши с ней отношения. Активная и здоровая собака – хорошая и счастливая собака!


Ссылки:

Bekoff, Marc (1974) “Social Play and Play-Soliciting by Infant Canids” Amer. Zool. 14 (1): 323-340.
Bekoff, Marc (1977) Social Communication in Canids: Evidence for the Evolution of a Stereo-typed Mammalian Display” Science 9 September 1977: Vol. 197 no. 4308 pp. 1097-1099 DOI: 10.1126/science.197.4308.1097
Bekoff, Marc (1995) “Play Signals as Punctuation: The Structure of Social Play in Canids.” Behaviour 132 419-429.
Bekoff, Marc (2014a) “The Significance of Ethological Studies: Playing and Peeing”: Essay in Domestic Dog Cognition and Behavior: The Scientific Study of Canis familiaris, p. 61, Horowitz, Alexandra (Ed.), 2014, XIV, 274 p. 26 illus., 5 illus. in color. ISBN 978-3-642-53994-
14 ноября 2017
6836

Здоровья Вам и Вашим питомцам!
© 2024 Команда «ЗООВЕТ»
Мы всегда рады Вам помочь!
Круглосуточная консультация:
+7 (495) 775-94-24
Запись на прием
clients@zoovet.ru

Вернуться к списку