Точный возраст возникновения чау-чау еще достоверно не установлен. Однако, нет сомнений, что порода появилась более двух тысяч лет назад. Причем, в отличие от большинства других пород собак, чей внешний вид сформировался одно-два столетия назад, чау-чау сохранили свой экстерьер с древнейших времен. Об этом свидетельствуют предметы искусства с изображением этих собак, созданные в глубокой древности на территории Китая. Полагают, что чау-чау была изначально выведены на территориях тибетских монастырей, и после уже перекочевали в Манчжурию и дальше.
Кроме того, что порода практически не претерпела изменений во внешнем виде на протяжении двух тысячелетий, чау-чау от остальных собак отличает еще и пигментированный язык темно-синего или черного цвета, отсутствие специфического запаха, особенности дыхательной системы (при дыхании собака издает своеобразное «хрюканье») и «ходульная» походка. Все эти факты даже послужили поводом к тому, что некогда чау-чау приписывалось даже внеземное происхождение.
В Китайских источниках указывалось, что чау-чау ведет свое начало от медведей или волков. На деле, конечно же, это истории из разряда легенд и домыслов. Ни одного факта, подтверждающего родственные связи между этими животными, не существует.
Есть также версия, что прародителями чау-чау могли быть тибетские доги. Но она также пока остается лишь версией.
Первый европеец, который познакомился с удивительными собаками чау-чау, был К.Г.Абштейн. В ходе одной из своих поездок в Китай, он посетил один из буддийских монастырей в городке Паото.
Входить в храмы европейцам строго воспрещалось, однако благодаря тому, что монастырь поддерживал личные связи с японскими военачальниками, Абштейн смог проникнуть в монастырь. Именно там он увидел необычных собак: на встречу ему выбежали сразу полсотни чау-чау голубой масти.
Европейца, никогда не видавшего собак подобной породы чрезвычайно удивила экзотическая внешность собак, их удивительная схожесть друг с другом, а также покладистый, но живой нрав. Шерсть собак была необыкновенного оттенка – цвета голубиного пера. Такой окрас имели чау-чау, проживавшие в тенистых горных монастырях Тибета, где яркое солнце не могло изменить их благородную окраску.
Чау-чау в монастырях использовались не как декоративные собаки, они работали наравне со всеми обитателями храма.
В круг обязанностей собак входило прежде всего охране территории и домашних животных, их использовали в охоте на диких зверей и птиц. Не смотря на то, что с виду чау-чау может не показаться замечательным охотником, он обладает отличным зрением и обонянием, что является бесценными качествами в охоте. Обнаружив след животного, чау-чау не издают громкий лай, а воспроизводят характерный глуховаты звук.
В деле собаководства Тибетские монастыри достигли больших успехов. Между различными буддийскими монастырями существовали прочнее связи в деле разведения собак. Постоянно происходил обмен животными для поддержания чистокровности пород. В храмах даже велись специальные книги, по которым можно проследить родословную собак.
Происхождение названия породы «чау-чау» до конца не ясно. Есть различные мнения на этот счет. Некоторые считают, что название собаке дало искаженное «чао-чао» - именно так охарактеризовал собаку монах тибетского монастыря, подразумевая под этим «охотничья, всевидящая». Европейцы же, не привычные к китайскому произношению восприняли это как название породы и в дальнейшем стали воспроизводить его как «чау-чау». Есть версия, что «чау-чау» могло переводится как «съедобный».
В любом случае, имя породы уже прочно вошло во все языки мира. Практически во всех странах собака именуется не изначально верным «чао-чао», а искаженным «чау-чау». Даже в английской орфографии название породы пишется как «chow-chow».
Китайская империя на протяжении тысячелетей оставалось закрытой от внешнего мира. Многие секреты поднебесной хранились в строжайшей тайне.
Поэтому и с чау-чау европейцы познакомились лишь в 13 веке, когда собака была описана итальянским путешественником Марко Поло. Он долгое время прожил на Тибете, где и смог познакомится с удивительными собаками – чау-чау. В своих записках, он приводит описание собаки, дает характеристику ее нрава. Также он отмечает недюжинные способности чау-чау в деле охраны и огромную привязанность к хозяину. По свидетельствам Марко Поло, если собаку перевозили на другое место жительства, ей требовалось несколько месяцев, чтобы привыкнуть к новому хозяину. А там, где чау-чау несли «караульную службу», можно было быть уверенным, что собаки делали это не хуже грозных тибетских догов – приближаться к охраняемым территориям было крайне небезопасно.
Следующие по времени описания чау-чау относятся уже к 18 веку. В 1785 году англичанин Г.Уайт познакомился с военнослужащим индийской армии, которого сопровождала собака экзотической внешности. От офицера Уайт узнал, что эту породу собак в Китае разводят на мясо. По свидетельствам писателя, увиденный им чау-чау обладал удивительным экстерьером.
В целом, собака по описанию похожа на современных представителей пород, за исключением того, что она обладала клиновидной головой, напоминающую голову лисы. Эта черта не предавала облику собаки красоты – квадратная форма головы, которая ценится в стандарте сегодня, делает чау-чау более привлекательным.
Необычная внешность собаки быстро возбудила интерес европейского общества к новой породе. В основном, чау-чау стали пользоваться популярностью у представителей аристократии, которые в дальнейшем добились значительных успехов в улучшении внешнего вида породы.
Чау-чау никогда не был на пике моды, но вместе с тем, его слава никогда и не затухала совершенно, как происходило с некоторыми другими породами собак, которые, то были на пике популярности, то вовсе исчезали из поля зрения.
Первоначально получив распространение в узких кругах Англии, чау-чау начал распространяться в Америку. В Европу попали только малое число собак. Тормозило распространение породы ее дороговизна: не многие могли позволить приобрести себе чистокровного чау-чау. Только в 20 веке, особенно после Второй Мировой войны собаки стали проникать во все государства Старого света.
На территорию Германии первые чау-чау были завезены без паспортов в 20х годах двадцатого века. Несколько позднее стали появляться собаки с хорошей родословной, появился племенной питомник. Через несколько лет был получен уже первый международный победитель - исключительный по экстерьеру El Do San Oleander. За эту собаку впоследствии предлагали баснословные суммы, однако, его создатель на все предложения отвечал отказом. Позже собака умерла от отравления.
В Германии чау-чау были очень популярны. Но природные особенности собак, перевезенных из обычных мест обитания, часто препятствовали росту числа представителей этой породы.
Европейский климат, по-видимому, не способствовал размножению собак – из проводимых вязок потомство получали только от трети сук.
Именно по этой причине, чау-чау не может получить широкого распространения в мире. Разведением чау-чау обычно занимаются только очень опытные собаководы, которые объединяются в клубы. Первый племенной клуб открылся в Великобритании в 1895 году, через два года такие же клубы стали появляться в Америке, потом и в Европе. В середине 20 века чау-чау достиг расцвета своей популярности: на международной выставке 1963 года чау-чау Вал Ли оф Кай Око присужден титул лучшей собаки по классу неспортивных собак. Он опередил более двух тысяч других собак!
Возвращаясь к истории развития породы в Китае надо отметить, что там существуют две разновидности чау-чау. Первая – это чистокровная порода, которая разводится в монастырях или содержится в высших слоях общества. Вторые представляют собой помесь с другими породами и проживают прямо на городских улицах или охраняют жилище простого люда.
Такие обычные чау-чау получили название «париячау». Внешне они отличаются от чистокровных представителей породы: у них более заостренная морда, язык пигментирован не полностью, а отдельными участками. Чау-чау с пятнистым языком автоматически считается дефектным и исключается из разведения.
К чистокровным чау-чау в Китае особое отношение. Безоговорочно соблюдаются все традиции разведения этой породы, существовавшими на протяжении долгих лет. В Тибетских монастырях по сей день продолжают традиции собаководства: именно в станах храмов выводят собак, имеющих отличный экстерьер и характер.
Много домыслов существует по поводу употребления мяса чау-чау в пищу. Трудно поверить, что Китайцы, так трепетно относящиеся к собакам, могут позволить себе подобное. Однако достоверно известно, что в 19 веке в Кантоне работало более 20 мест общественного питания, где в меню было мясо собак.
Чистокровные представители породы чау-чау никогда не использовались в пищу, для кулинарных целей брались только лишь помеси или дворняги. Местные жители считали, что мясо чау-чау обладает лечебными свойствами: избавляет от бессонницы и других недугов. Запрет на употребление в пищу мяса собак был выпущен в 1928 году: тогда китайские власти официально издали закон, по которому собаки не могли быть использоваться в пищу. К слову сказать, мясо чау-чау было распространено только среди простого населения, в монастырях никогда ничего подобного не было: чау-чау считались там священными собаками.
Кроме пищи, китайское население часто использовало чау-чау в меховых мануфактурах. При этом, животные подвергались очень жестокому обращению: по достижении щенком возраста около полутора лет, его удушали. Существовали даже специальные фабрики по разведению чау-чау на мех.