Эта эндокринопатия не распространена у собак и очень редко встречается у кошек.
Гипоадренокортицизм - это синдром, связанный со снижением продукции минералокортикоидов (альдостерон) и/или глюкокортикоидов (кортизол) в коре надпочечников. Различают первичный гипоадренокортицизм (болезнь Аддисона), когда процесс затрагивает непосредственно надпочечники. Обычно это связано с идиопатической атрофией коры надпочечников в следствие иммуно-опосредованного процесса. В редких случаях причиной поражения надпочечников может быть опухолевый или гранулематозный процесс, травма или амилоидоз. Вторичный гипоадренокортицизм связан с патологическим процессом в гипофизе или гипоталамусе (напр. опухоль), который влияет на образование и секрецию АКТГ. Для него характерен дефицит именно глюкокортикоидов и отсутствие электролитных нарушений (атипичная недостаточность коры надпочечников). Так же существуют и ятрогенные причины – некроз коры надпочечников при лечении митотаном и хирургическое удаление обоих надпочечников при синдроме Кушинга, а также резкое прекращение приема глюкокортикоидов после длительного курса.
Болезнь Аддисона наиболее часто встречается у нестерилизованных самок молодого и среднего возраста (3-5 лет). Повышенный риск заболевания отмечен у пуделей, у ротвейлеров, догов. Также в группе риска леонбергеры, лабрадоры-ретриверы, вест-хайленд-вайт-терьеры.
Основные жалобы при хроническом течении болезни – вялость, угнетение, сонливость, отказ от корма. Возможна рвота, диарея или запор, повышенные жажда и мочеиспускание, потеря массы тела, дрожь, беспокойство. Эти симптомы не специфичны и могут усиливаться при стрессовой ситуации. Часто быстрое улучшение у подобных животных происходит при проведении симптоматического лечения в виде внутривенных инфузий (капельниц) с использованием глюкокортикоидов. Однако после их отмены признаки заболевания возвращаются. Острый гипоадренокортицизм связан с гиповолемическим шоком (криз Аддисона) и проявляется коллапсом, слабым пульсом, брадикардией, обезвоживанием и гипотермией. Это состояние является угрожающим для жизни.
Для лабораторных исследований характерны: в общем анализе крови - «нестрессовая» лейкограмма (лимфоцитоз и эозинофилия), возможна нормоцитарная нормохромная анемия. В биохимическом анализе крови - преренальная азотемия, гиперкалиемия, гипонатриемия (отношение концентрации Na и K менее 27/1), гиперкальциемия, гипогликемия, метаболический ацидоз, иногда повышение ферментов печени. На ЭКГ – признаки гиперкалиемии – брадикардия, отсутствие зубцов Р, высокий заостренный зубец Т, увеличение продолжительности комплекса QRS и др. При рентгенограмме грудной полости можно обнаружить признаки гиповолемии – уменьшение размеров сердца, каудальной полой вены, печени.
Дифференциальную диагностику проводят с почечной недостаточностью, панкреатитом, гастроэнтероколитом, инфекционными и паразитарными заболеваниями, сопровождающимися диареей и рвотой; первичными нейромышечными заболеваниями, гипотиреозом.
Верифицировать диагноз позволяет стимулирующая проба с АКТГ (определяют уровень кортизола в сыворотке до и после введения АКТГ), также возможно определение концентрации АКТГ в плазме (что полезно для разграничения первичного и вторичного гипоадренокортицизма). Базальное определение кортизола и альдостерона в сыворотке не имеет диагностической ценности и не позволяет подтвердить недостаточность коры надпочечников.
При хроническом течении болезни показана пожизненная заместительная терапия минералокортикоидами. Прогноз удовлетворительный. По данным исследований время выживания собак достигало 11-12 лет.
Острая недостаточность коры надпочечников (криз Аддисона) требует незамедлительной интенсивной терапии в стационаре. Лечение направлено на устранение гиповолемии и восстановление внутрисосудистого объема, коррекцию электролитных нарушений (гиперкалиемии и гипонатриемии), борьбу с ацидозом, введение глюкокортикоидов и предотвращение сердечных аритмий, а также контроль желудочно-кишечных кровотечений и нормогликемии.